Регулирование движения необходимо практически каждой стоянке автомобилей, двору, офисному центру, промышленному предприятию. Без него невозможно нормальное функционирование железной дороги. По этой причине нужна установка шлагбаума – специального устройства в виде поперечной перекладины с подъёмным механизмом для регламентации въезда/выезда автотранспорта на территорию с ограниченным доступом.
Устроен шлагбаум несложно. Его основные элементы: стойка, двигатель, стрела. Каждый из них выполняет конкретную функцию. Эти составляющие обязательно входят в комплект покупки. Их стоимость умеренная, а для самостоятельного монтажа эти вещи можно приобрести в строительном магазине. Но этого недостаточно для нормального и безопасного функционирования устройства. Дополнительную комплектацию, о которой будет сказано позже, покупают сами потребители.
Содержание статьи:
Общие вопросы установки
Собрать заградительную конструкцию своими руками не так уж сложно. Даже можно самостоятельно разработать для неё проект местности. Но возможны ошибки, неточности сборки, которые могут привести к поломке. А это уже риск нанести серьёзные травмы людям, повредить дорогостоящие транспортные средства.
К тому же для правильного монтажа выработаны правила, которые не всегда известны домашнему умельцу. А незаконная установка шлагбаума без юридического оформления чревата неприятными последствиями.
Самостоятельный монтаж заградительного устройства оправдан на даче, далеко за городом, в малолюдном месте, куда заманить подрядчиков можно разве что высокой оплатой. Если он будет с ручным управлением, то установка своими руками дачнику обойдётся очень дёшево. Правила и юридические нормы не будут нарушены. Утверждение проекта не понадобится. К тому же не потребуется оформление многочисленных документов. А от соседей не поступит жалоба о том, что установленное заграждение мешает им свободно передвигаться по смежной территории пешком или в автомобиле.
Подготовка необходимой документации
Законная установка шлагбаума во дворе – это довольно хлопотный процесс. Но он несравним с теми выгодами и удобствами, которые ожидаются после его завершения.
Заградительное устройство не позволит ставить посторонние машины, въезжающие с соседних дворов, чем разгрузит парковку под окнами дома. А это значит, что станет тише, воздух в квартирах будет чище.
А начинается последовательность действий с документального оформления согласия владельцев квартир на установку этой конструкции. Его можно получить сбором подписей или на общем собрании, на котором также избирается ответственное лицо для представления интересов собственников в соответствующих инстанциях. Все результаты фиксируются в протоколе. Количество согласных должно быть примерно 2/3 от общего числа участвующих в голосовании.
Затем надо получить подтверждение оформления долевой собственности на придомовую территорию и постановки участка на кадастровый учёт. Для чего в местные органы власти подают заявление, написанное по установленному образцу.
Без этого документа требуемое разрешение получить невозможно. Необходима разработка проекта и расчёт сметы монтажа заградительного устройства. Их можно составить своими силами, но лучше обратиться в строительную компанию. Эти документы понадобятся для предъявления в местную администрацию, ГИБДД, МЧС, пожарную инспекцию.
Затем протокол о согласии жильцов, разработанный план, кадастровый паспорт подают в аппарат муниципального округа на получение разрешительной резолюции от депутатов. Местные органы власти вправе потребовать оформление каких-либо дополнительных справок.
Шлагбаум – это не временное сооружение. Его монтаж невозможен без выемки грунта под фундамент для тумбы. В связи с этим надо иметь схему участка, коммуникационных узлов на этой территории и оформить разрешительный ордер на земляные работы.
Госавтоинспекцией любой страны запрещается самовольная установка заградительных конструкций, дорожных знаков и сооружений, затрудняющих дорожное движение. Поэтому для монтажа шлагбаумного заграждения требуется согласование этого вопроса с местными дорожными службами. Необходимо подтверждение отсутствия препятствий для проезда служебного транспорта, движения велосипедистов, пешеходов с детскими колясками.
Довольно сложно получить разрешение на установку шлагбаумной стрелы от пожарной службы. Её главный аргумент: ничто не должно препятствовать въезду спецтехники во двор на случай пожара. Поэтому законность монтажа любого заградительного устройства сомнительна. Эту проблему удаётся решить, наняв сторожа, который будет находиться в будке и в любое время сможет поднять дорожный заградительный барьер. Можно обойтись установкой видеонаблюдения с пультом в будке вахтера, который работает круглосуточно.
А тем временем изучаются технические характеристики продукции разных фирм, чтобы определиться с выбором конкретной марки. Установка шлагбаума на придомовой территории не сводится к рассмотрению дорогостоящих вариантов известных компаний, таких как DoorHan, Came, Faac или Nice. Их изделия обычно охраняют парковки крупных супермаркетов и фешенебельных офисов. Отечественные подрядчики предложат проект и установят надёжную, недорогую модель автоматического шлагбаума.
Характеристики, определяющие выбор шлагбаума
В своё время очень широко использовался шлагбаум с ручным отводом заградительного бруса. Ему на смену пришли механические устройства, поднимающие и опускающие стрелу.
Их достоинства:
- низкая стоимость, простейший монтаж;
- высокая надёжность, проверенная временем;
- нет необходимости привлечения высококвалифицированных специалистов для разработки проекта;
- короткие сроки установки и ремонта;
- отсутствие микросхем, брелоков, которые значительно удорожают любую конструкцию.
Однако жильцы многоквартирного дома вряд ли согласятся на монтаж такого простого и дешёвого заградительного устройства. Но оно ещё используется в местах, где нет электричества, очень низкая активность автомобильного движения, а в будке постоянно сидит сторож или вахтер.
Потребителей сегодня интересует шлагбаум во двор не с ручным выполнением цикла, а с приводом, который запускает стрелу в движение. Он может быть гидравлическим или электромеханическим, а у новейших моделей электрогидравлический. Гидроприводы работают бесшумно, но не могут безотказно функционировать при низких температурах. Это объясняется тем, что на морозе масло в системе густеет, даже замерзает. Хотя стоимость шлагбаумов с гидроприводами достаточно высокая.
Электропривод безотказный в любых климатических условиях и прост в управлении.
Он устанавливается в автошлагбаумах. Их эксплуатация несложная, а ремонт не требует особых условий. По пропускной способности все они подразделяются на три вида:
- низкоскоростные механизмы, которые осуществляют не более 100 пропускных циклов в день;
- среднескоростные устройства – выполняют эту же работу 400–500 раз;
- высокоскоростные шлагбаумные комплексы, способны за сутки достичь 1200 открываний.
Низкая пропускная способность больше других подходит для двора многоквартирного дома. Вряд ли его жильцы будут сновать туда-сюда более сотни раз за сутки. К тому же затраты на него меньше, чем на устройства с более высокой скоростью, которые, как правило, устанавливают возле крупных супермаркетов, на промышленных и складских объектах.
Стоимость некоторых моделей вполне умеренная и не является преградой для приобретения. Электричество, которое обеспечивает их работу, невысокого напряжения, неопасно для пользователя.
Управление ими — дистанционное. На случай отключения электросети подъём/опускание стрелы будет продолжаться от резервного питания или в ручном режиме.
В первую очередь следует обратить внимание на длину заградительной перекладины. Она должна равняться примерно ширине проезда, который будет перекрывать. Сегодня в продаже имеется большой их выбор: от 2 до 12 метров длиной. Для работы в обстановке с ограниченным пространством используется шлагбаум со складной стрелой.
Стандарт поперечной перекладины – её прямоугольная форма. Но в условиях сильных ветров предпочтительнее, чтобы она была округлой. Вес её не должен препятствовать ручному подъёму в случае необходимости. Поэтому основным материалом её изготовления является алюминий. А если она длиннее семи метров, то для предотвращения поломки нужна статичная подставка.
Важна также скорость подъёмного механизма, которая определяет пропускную способность оборудования.
Она должна соответствовать частоте пересечения заградительного объекта транспортными средствами. При интенсивном движении предпочтительно установить шлагбаум со скоростью взлёта стрелы за 2 секунды. А в местах неактивного передвижения для её подъёма достаточно и десяти секунд.
По интенсивности автошлагбаумы подразделяются на промышленные с высокой частотой выполнения цикла и бытовые, которые используются не так часто. Какой приобрести в каждом конкретном случае объяснят консультанты продающей фирмы. Они же проконсультируют по вопросам стоимости покупки и монтажа.
При выборе автошлагбаума следует обратить внимание на то, как он управляется. Широкое распространение имеют конструкции, у которых работа стрелы регулируется:
- стационарным кнопочным пультом;
- поворотом ключа;
- кодом, набранным на клавиатуре;
- брелоком.
Сегодня управлять автошлагбаумом можно с мобильного телефона, достаточно купить соответствующий модуль.
А ручное управление стрелой возможно только после разблокировки системы.
Важной характеристикой является безопасность устройства. Её обеспечивают:
- Фотоэлементы, которые блокируют систему в случае возникновения непредвиденной ситуации. Главная их функция – не дать штанге опуститься при появлении под ней автомобиля или человека. Устанавливают их на выносных стойках.
- Бордюры безопасности для смягчения ударов автомобиля, а также светоотражающие накладки на стреле, благодаря которым она видна водителю в тёмное время суток.
- Сигнальные лампы на тумбе, предупреждающие о начале движения заградительной перекладины.
Некоторые из этих устройств не входят в основную комплектацию и общую стоимость заказа. В целях экономии заказчики иногда отказываются от их установки. Этого не следует делать. Иначе велика вероятность получения травм и повреждения автомобилей. А это потребует расходов значительно больших, чем затраты на средства безопасности.
Монтаж
После выбора шлагбаумного агрегата, утверждения проекта, получения разрешения на установку приступают к его монтажу на конкретной территории. Перед этим проверяют наличие всех основных и дополнительных комплектующих. Для правильного функционирования устройство должно стоять на ровной поверхности. Кроме того, определяют, будет ли стрела в процессе работы задевать стоящие рядом сооружения или ветки деревьев, а также есть ли возможность её объезда. Расстояние от стены соседнего здания до края проезда также должно соответствовать установленным нормам.
Затем переходят к подготовке бетонного основания для закрепления тумбы. Роют яму на глубину промерзания грунта в этом регионе. Иначе морозное вспучивание будет выталкивать фундамент из почвы. Чтобы противостоять этому давлению, углубление должно быть немного шире шлагбаумной подставки.
На его дно засыпают и трамбуют песок, поливая его водой. При выполнении такой процедуры велика вероятность того, что агрегат не осядет и не перекосится.
После этого делают опалубку, вставляют сваренную арматуру, трубу для кабелей электропроводки, которые приготовлены заранее. Бетонную смесь заливают слоями и уплотняют штыкованием. Притом всё это следует выполнить без перерывов. Болты для крепления опорной пластины погружают в бетон, а сама она должна быть вровень с поверхностью земли. Чтобы раствор схватился, потребуются 4–6 суток. Тумбу под стрелу ставят точно по уровню и укрепляют анкерами. Опору для перекладины устанавливают по такой же технологии.
Настройка системы внутри тумбы производится при отключённой электросети и строго по инструкции, которая входит в число сопроводительных документов. В комплектации прилагается также схема подключения, наладки электропитания.
Однако монтаж всех электроузлов производят профессионалы-электрики. Они должны обеспечить заземление всех металлических деталей. Установка стрелы автошлагбаума, её балансировка осуществляется сертифицированными специалистами.
Правильно ли она сбалансирована, проверить очень просто: если её вручную поднять на 45 градусов, то она должна остаться в таком положении без поддержки. Если падает, то необходимо подтянуть крепёжные болты.
Этой процедурой заканчивается монтаж шлагбаума. Трудозатраты немалые, поэтому незаконная установка шлагбаума должна быть исключена. Иначе пользователей ожидают большие штрафы и обязательный демонтаж оборудования. А в случае пожара, спецмашина, прибывшая по вызову, снесёт стрелу и не будет компенсировать затраты на её восстановление. Кроме того, при повреждении кузова может быть подан иск о возмещении ущерба пожарной организации.
Разработка проекта, монтаж, содержание, ремонт конструкции оплачиваются самими пользователями. Общая сумма зависит не только от марки, функциональных возможностей устройства, но и от условий его эксплуатации. Если принято решение нанять сторожа или вахтера, то оплата их труда также производится за счёт собственников. Зато будет выполнено неукоснительное требование пожарной службы. А когда выяснится, что шлагбаум во двор установлен незаконно, то его демонтаж также производится за счёт всё тех же жильцов.
svoizabor.ru